Методический семинар на тему: «Роль новых педагогических технологий в повышении качества образования». Дата проведения: 30.11.2022г. Лектор: к.п.н., доцент Елтаев Абдималик Жайылмасович
Роль новых педагогических технологий в повышении качества образования
Системная реформа среднего образования в период становления Казахстана как независимого государства имеет большое социальное значение. Одной из важных особенностей реализации реформы образования является необходимость технологизации текущего учебного процесса
В связи с этим в последнее время создаются и внедряются в школьную жизнь различные педагогические технологии обучения. В последние годы во многих школах страны используются модульная технология обучения и коллективный подход к обучению, а также новая педагогическая компьютерная технология профессора Ж.Караева, основанная на принципах персонализации и дифференциации обучения, демократизации и гуманизации образования.
Основной задачей текущих экспериментальных работ, проводимых в школах, является внедрение в учебный процесс педагогической технологии обновленного обучения. Поскольку задача обучения и воспитания ребенка в педагогической науке состоит в формировании всесторонне развитой личности, целью основной части методической системы по новой технологии остается обучение.
Поэтому повышение познавательной деятельности должно быть активизировано в определенной степени. Это требует изменения взаимосвязи других составляющих методической системы (содержания, методов, приемов и средств обучения). Для этого необходимо реализовать следующие принципы:
- Обучающиеся должны овладеть методами самостоятельного поиска. Эти методы отличаются от традиционных методов обучения. То есть под «методикой обучения» в новой ситуации подразумевается тесная взаимосвязь позиции «ученик – учитель». Ученик занимает главную позицию субъекта учебного процесса, и акцент делается на его активности в самостоятельном обучении
- Основные виды современного обучения: индивидуальное и групповое обучение. Главная цель – проявление доверия к ученику, развитие в нем чувства собственного достоинства, ответственности. А фронтальный вид обучения чаще всего используется только для направления, обсуждения и корректировки
- Новая технология подразумевает «гуманизацию образования». Для этого средства обучения должны способствовать самостоятельному осуществлению познавательной деятельности обучающимися. Традиционные учебники не отвечают такому требованию, поэтому необходимы учебники нового типа, адаптированные к самостоятельному получению знаний учащимися.
Еще одной психологической основой новой технологии является теория Л. С. Выготского о переходе «умственного развития учащегося в процессе обучения из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития». Этот переход осуществляется через действие, основанное на переходе от первого уровня, предназначенного только для повторного выполнения задач, к следующему уровню, требующему продуктивной деятельности.
Поэтому для совершенствования знаний, умений и навыков учащихся необходимы новые виды учебников и учебных пособий для различных уроков, проводимых в соответствии с требованиями позиций дифференциального и индивидуального уровня на основе новой технологии обучения. Это разговорные учебники и рабочие тетради с дополнительными четырехуровневыми заданиями.
Учащийся самостоятельно изучает новую тему из разговорного учебника и сам формулирует определения и правила. Закрепив их простыми упражнениями-примерами, переходит к выполнению уровневых заданий в рабочих тетрадях.
В условиях новой технологии обучения у учащихся появляется мотивация, если задания для самостоятельной познавательной деятельности учащихся составлены по четырем уровням сложности и в них содержательно, в интересной форме изложены задания всех уровней.
Учителя, которые преподают по такой новой технологии, отмечают, что ученики занимаются даже во время перемены, без перерыва. Несомненно, что учащиеся, соревнуясь между собой, стремятся решить загадки, кроссворды, ребусы, математические головоломки различного уровня. В данной ситуации возникает вопрос, как работать с учащимися, которые отстают по каким-либо причинам от сверстников?
Предусмотрено положительное решение этой проблемы.
- учащиеся, выполнившие все задания в срок, помогают неуспевающим;
- когда другие ученики класса работают самостоятельно, учитель успевает оказать индивидуальную помощь ученикам с низкой успеваемостью.
Основная цель внедрения уровневых заданий – исключить искусственное разделение учащихся класса на «способных» и «неспособных». При этом соблюдаются принципы уровневого и самостоятельного обучения, а также принцип гуманизации по отношению ко всем обучающимся. Также в ходе уровневого обучения учитывается правильность выполнения учащимися заданий первого уровня.
Следовательно, каждый учащийся, независимо от степени успеваемости, учебную деятельность начинает с обязательного выполнения работы первого уровня. В результате это обеспечивает овладение всеми учащимися базовым образованием и полное освоение обязательного первого уровня в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «Об образовании». В результате проведения такой системы учета (зачета) слабоуспевающие учащиеся в полной мере усваивают знания, соответствующие, как минимум, уровню «ученичества».
В целом в новой педагогической технологии процесс оценки осуществляется специальным методом “сложения”.
В системе оценивания за основу берется минимальный уровень знаний учащегося, и этот уровень соответствует минимальному требованию государственного стандарта. Независимо от одаренности, склонностей, высокого уровня развития, все учащиеся должны правильно выполнять задания первого уровня.
Все правильно и своевременно выполненные задания первого уровня отмечаются как «зачет». Отличие «зачета» от «двойки» заключается в том, что «незачтенные» задания первого уровня в обязательном порядке пересдаются до тех пор, пока не будут зачтены.
Поскольку самооценка проводится методом «сложения», учащийся, как раньше, не боится, что получит «двойку». Таким образом, у ученика появляется желание набрать высокие баллы, что напрямую зависит только от количества правильно выполненных задач.
Несомненно, с помощью новых педагогических технологий можно гуманизировать и демократизировать обучение, создать условия для самоопределения и развития учащихся, а главное, формирования личности, способной к самовоспитанию.
Поэтому главной задачей, стоящей перед системой образования, является разработка учебников нового поколения, отвечающих требованиям новой технологии Особенность этих новых учебников и дидактических пособий состоит в том, что их содержание можно в короткие сроки ввести в компьютер без какой-либо адаптации. Это связано с тем, что структура этих средств обучения аналогична структуре электронного учебника.
Каждая педагогическая технология включает в себя объективные методические возможности личности, необходимые для саморазвития, совершенствования творческих способностей, формирования необходимых навыков и умений, создания благоприятных условий для саморазвития.
В технологии саморазвития личности используются методы учебных предметов и система планирования образовательных технологий.
Планирование использования предметной методики сводится к следующему: к каждому ученику на определенном этапе учитель должен в обязательном порядке использовать соответствующие новые педагогические технологии и методики.
Согласно концепции прагматизма, интеллектуальные и нравственные качества личности зависят от ее уникальной природы и опыта. Считается, что в основе этого лежат задатки, заложенные в человеке природой и способность к саморегуляции.
Внезапное изменение жизни общества и несоответствие между системой образования, целью и формами образования, содержанием и технологией образования привели к краху системы образования: Несоответствие между внезапными изменениями в жизни общества и образовательным процессом, образовательными целями и их формами, содержания и технологиями обучения привели к тому, что образовательная система оказалась в тупике:
- спрос на педагогическое образование;
- повышение профессионального уровня педагогического образования;
- специфика и гибкость общего образования;
- соответствие общего образования требованиям общества;
- низкая эффективность традиционной технологии;
- рост потребности общества в развитии личности;
- психологические и социальные препятствия, отрицательно влияющие на внедрение новых технологий обучения.
Технология обучения отражает теорию обучения и представляет собой стратегию и тактику технологического уровня обучения.
Содержание образования в школах должно быть направлено на воспитание новой модели человека, гармонично вписывающейся в цивилизованное демократическое общество.
Методология концепции содержания образования современной национальной школы исходит из философской теории процесса познания, учения о деятельности, направленной на познание природы личности, диалектического подхода к преподаванию различных учебных предметов и основных принципов теории целостного педагогического процесса
В настоящее время общее образование является не только общественной потребностью, но и потребностью отдельного человека, мерой его участия в общественной и культурной жизни, профессиональной деятельности и дальнейшего совершенствования своего образования.
Поэтому главная цель обновления образовательного содержания общеобразовательной школы – развитие творческой деятельности личности, учитывая интересы, желания, способности каждого учащегося, его природные, био-генетические, физиологические и психологические особенности, развивающиеся в реальных социальных условиях.
Идея развивающего обучения базируется на научно-методической базе обновленного содержания образования.
Особенность развивающего обучения не исключает необходимости формирования у учащегося предметных знаний, умений и навыков, но не поддерживает приоритетность задачи обучения и развития учащегося, отдавая предпочтение созданию учебных условий, обеспечивающих развитие учащегося.
В системе развивающего обучения его содержание рассматривается как средство развития индивидуальности, личности учащегося. Должна быть представлена система теоретических постулатов, понятий, которыми должен овладеть учащийся, а также обобщенные действия и установки, которые необходимо освоить сознательно, и это содержание должно быть отражено в учебнике.
Любая технология исходит из представлений о данных, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. В зависимости от основного ведущего фактора развития технологии можно разделить на:
- биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследованием;
- социогенные технологии, предполагающие, что формирование личности зависит от социального опыта человека, результата обучения;
- психогенные технологии, утверждающие, что результат развития зависит от самого человека, его опыта, психологического самосовершенствования;
- идеалистическая технология, которая утверждает, что личность и ее свойства не являются материей.
Демократизация и гуманизация, происходящие во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования, оказали большое влияние на преодоление кризиса школой.
В настоящее время в нашей республике разработана новая система образования, направленная на интеграцию в мировое образовательное пространство. Это связано со значительными изменениями в теории педагогики и учебно-воспитательном процессе: изменилась парадигма образования, появляется новое содержание образования:
- содержание образования обогащается новыми знаниями, развитием способностей к восприятию информации, обновлением образовательных программ в условиях рыночных отношений.;
- традиционные информационные методы – устная и письменная, телефонная и радиосвязь – вытесняются современными компьютерными средствами;
- в воспитании личности ребенка, уделяется внимание его духовному росту, становлению его как гражданина, личности;
- стремление к единству школы, семьи и окружающей социальной среды в воспитании детей;
- большое внимание уделяется широкому использованию педагогических технологий, адекватных общественному образованию, а также роли науки.
Основные соображения психолого-педагогического направления совершенствования технологии обучения характеризуются следующим образом:
- переходом от обучения, основанного на запоминании, к обучению, развивающему мышление, с использованием ранее полученных знаний;
- переходом от статистической модели знаний к динамической структурной системе мыслительной деятельности;
- переходом от программы, обеспечивающей обучающемуся средний уровень образования, к индивидуально-дифференцированной программе обучения.
В настоящее время образовательные учреждения и педагогические коллективы республики имеют возможность проводить образовательную деятельность по любой из предлагаемых многовариантных моделей. В этом направлении существуют разные типы содержания, структуры образования, новые идеи, новые технологии, имеющие научную и практическую основу. Поэтому очень важно подобрать различные технологии обучения в соответствии с содержанием образования, возрастными и психологическими особенностями учащихся, а также апробировать их на практике.
Невозможно стать компетентным и всесторонне развитым специалистом, не овладев передовыми технологиями обучения в сфере современного образования. Овладение новой технологией положительно влияет на формирование интеллектуальных, профессиональных, нравственных, духовных, гражданских и многих других качеств педагога, помогает ему самосовершенствоваться и эффективно организовывать учебный процесс.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в наш педагогический лексикон. Однако, мнения по определению значения данного понятия расходятся. Если в толковом словаре сказано: «Технология — это совокупность приемов в каком-либо деле, умении, искусстве», то Б. Т. Лихачев определяет педагогическую технологию как педагогическое воздействие на процесс обучения с определенной целью.
Технологический процесс показан как определенная система единиц (мер), приводящая к определенному педагогическому результату. Педагогическая технология – это не окончательная неизменная механическая структура, а ядро постоянно меняющихся отношений между ребенком и учителем, организующая структура содержания.
По определению ЮНЕСКО, педагогическая технология – это системный метод осуществления всего процесса обучения и усвоения знаний с учетом их взаимного влияния на технический и человеческий ресурс, задач упрощения формы обучения.
Технология педагогического процесса представляет собой совокупность психолого-педагогических указаний по содержанию, форме, методам, дидактическим требованиям образования, которые определены, отобраны и упорядочены в соответствии с современными требованиями государства к сфере образования на основе общей методики определения целей и интересов.
Технология обучения используется в школе как системный комплекс психолого-педагогических действий, таких как метод, подход, приемы, дидактические требования, необходимые для учебного процесса. Она играет ключевую роль в учебно — воспитательном процессе, рационально влияя на дисциплину, учебу, мотивацию, учебно-воспитательную деятельность учащихся, на результативность, системность педагогического опыта, являющихся интеллектуальной, творческой деятельностью учителей.
Иными словами, педагогическая технология – это составляющая (компонент) образовательного процесса, обеспечивающая эффективность обучения и воспитания на основе гармоничного сочетания многих глубоко продуманных творческих факторов.
Одна и та же технология может быть реализована по-разному, в зависимости от мастерства разных исполнителей. В настоящее время, как известно из источников, используется более 50 педагогических технологий, охватывающих направления и тенденции развития современного образования. Но у учителей отсутствуют навыки их систематического использования в своей практике, они не могут отличить их от методов. Критерии выбора новых технологий обучения, предложенные М. М. Поташником:
- потребности страны, региона, города — социальный спрос на школу;
- государственные документы о развитии школы – госзаказ;
- достижения и успехи современной науки о человеке;
- передовой педагогический опыт;
- опыт, интуиция, креативность учителей, руководителей школ;
- анализ рабочего процесса и результатов школы.
Из этого следует, что в процессе выбора педагогической технологии необходимы:
- соответствие применяемой технологии возможностям и реальным условиям школы;
- системность;
- эффективность и т. д.
Педагогическая технология тесно связана с учебным процессом, деятельностью учителя и ученика.
Структуру педагогической технологии составляют:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
- конкретная и общая цель обучения;
- содержание учебного материала.
в) часть процесса – технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности учащихся;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя в управлении усвоением материала;
- диагностика учебного процесса.
Готовность учителя к использованию педагогических технологий зависит от многогранности его деятельности. Мы оценили степень его владения технологией обучения, отношение к технологии на основе его знаний и опыта, а также результатов его деятельность в качестве педагога.
Общество стремится к обновлению всей системы, в том числе к модернизации, обновлению подготовки интеллектуального поколения, которое быстро осваивает новое, адаптируется к изменениям, способно адекватно воспринимать изменения, происходящие в обществе. Поэтому необходимо обязательно учитывать запросы и интересы общества. Поэтому при всестороннем совершенствовании молодого человека необходимо учитывать требования, интересы общества.
Основной формой деятельности учащихся средней школы в целом является учебный процесс. Поэтому основная задача – определить его потенциал в подготовке к применению новых технологий обучения в развитии и воспитании будущей социо-образующей молодежи.
Опираясь на педагогико-психологические исследования, остановимся на видах деятельности по каждому компоненту при использовании новой технологии обучения.
Мотивационно –заинтересованная составляющая отражает отношение учащихся к рассматриваемой проблеме, ценностно–оценочный подход, увлеченность, требовательность и востребованность.
Ориентировочно-целевой компонент рассматривает степень, в которой учащиеся способны адаптироваться к новым технологиям и осваивать их.
Содержательный компонент характеризуется единством знаний учащихся о новой технологии обучения, ее содержании, особенностях, способах применения, методах.
Процессуальный компонент включает в себя умение и навык реализации новых технологий, известных учащимся.
Радикальные изменения в обществе, особенно процессы гуманизации и демократизации в сфере просвещения, образования, требуют обновления содержания образования в школах, совершенствования системы управления образованием, изменения уровня требований к учителям. Появление новых технологий в 21 веке усилит влияние науки на качество жизни, подготовку молодого поколения – будущих граждан, ведь на пороге 21 века знания станут капиталом, способным конкурировать со стратегическим капиталом страны.
Известно, что для освоения достижений научно-технического прогресса и создания новых технологий требуются высококвалифицированные специалисты. В центре внимания должна быть задача подготовки гражданина с активной жизненной позицией, стремящего выполнять свой общественный долг с позиций гуманизма, готового ко всему новому, умеющего решать педагогические сложные явления согласно принципам нравственности, способного развить новое мышление и имеющего склонность к педагогическому сотрудничеству с родителями, коллективом.
Основоположниками теории инноваций являются немецкие ученые В. Земберг, В. Метчерлих, А. Шушпетер.
Причиной разрыва между наукой и практическим знанием, между исследовательским и практическим знанием, освоением результатов исследований и практического опыта в процессе инновационной деятельности заключается в обособленном, самостоятельном развитии педагогических знаний и практиков по их внедрению.
Новизна – один из основных критериев оценки педагогических исследований, конечный результат творческого процесса, самоценность, самостоятельность любого новшества.
Педагогическая неология (греч.neos — новое, logos-слово) учение о теории и результатах педагогики.
Заключение
Современные тенденции в сфере образования республики и задачи, стоящие перед различными его уровнями, создают необходимость осмысления его роли, функций и места в общей системе образования, формулирования нового подхода к его дальнейшему развитию.
Государственный образовательный стандарт обязывает организовать учебный процесс и внедрить педагогические технологии. Экономическая мощь любой страны, высокий уровень жизни ее населения, ее положение и вес в мировом сообществе будут определяться уровнем технологического развития этой страны.
В последние годы мы являемся свидетелями крупных изменений, происходящих в сфере образования. Хотя образовательный стандарт образования с начала его разработки внедряется школьную практику, отсутствие педагогической технологии, гарантирующей его безусловную реализацию, вызывает определенные трудности. Для того чтобы каждый учащийся достиг уровня государственного образовательного стандарта, в каждом государстве необходима новая педагогическая структура вместо привычной традиционной методики. По известным объективным причинам теория такой педагогической технологии не была разработана до сих пор.
Тематическое планирование спускается сверху от вышестоящих соответствующих органов, преподавателям остается только беспрекословно, в обязательном порядке выполнять его. Таким образом, учитель остался только исполнителем и достиг такого состояния, когда он не может отличить методику от технологии. В исследовательской работе нами определено и раскрыто значение понятия «технология обучения», составлена и представлена модель технологии обучения, ее виды, а также предложены способы обучения будущих учителей начальных классов по ее применению в учебном процессе.
В большинстве случаев методика представляет собой набор рекомендаций по организации и осуществлению учебного процесса.
Педагогическая технология – это система организованных действий, совершение которых приводит к определенному результату. Педагогическая технология характеризуется следующими двумя основными этапами: обеспечением конечного результата и планированием будущего образовательного процесса. Отсюда можно сделать следующий вывод: педагогическая технология представляет собой совокупность мероприятий, обновляющих профессиональную деятельность педагога и гарантирующих намеченный конечный результат.
Технология образовательного процесса и ее реализация повышают профессиональные качества педагога, формируют его как настоящего высококлассного специалиста, повышают его творческий потенциал, в то же время положительно влияют на всестороннее развитие учащегося.
Используя словосочетание «педагогическая технология», многие авторы связывают с ней процесс обучения и средства обучения.
При этом с повестки дня не сходит вопрос, как повысить эффективность учебного процесса. Несомненно, внедрение новых технологий обучения способствует повышению эффективности обучения.
Путем дифференциации вышеуказанных теоретических и методических рекомендаций выдвигаются следующие предложения по применению новой технологии обучения в начальной школе:
- введение глав по технологиям обучения в программу предметов в соответствии со спецификой каждого предмета;
- разработка различных программ спецкурсов по современным технологиям обучения по отдельным предметам и внедрение их в учебный процесс;
- преподавание предметов в начальной школе с использованием различных новых технологий;
- максимальное использование компьютерных технологий обучения.
Качество развития общества и внедрение новых технологий зависят от уровня развития образовательной системы конкретной страны и уровня информатизации данной сферы. Опыт экономически сильных развитых стран показывает, что информатизация системы образования является главным фактором динамичного развития экономики, науки и культуры. Поэтому наша задача – овладеть современными информационными технологиями.
Таким образом, воспитание молодежи как всесторонне развитых, интеллектуальных, сознательных, достойных граждан, используя педагогический опыт, основанный на накопленных веками нравственном поведении и нравственных отношениях нашего народа, является требованием современной жизни.
На кафедре работают научные студентовческие кружки «Молодой педагог», «Молодой психолог». Стало традицией систематическое проведение республиканских научно-практических семинаров и конференции по проблемам: особенности работы практического психолога, состояние и пути совершенствования инклюзивного образования, новые технологии обучения детей младшего школьного возраста и др. Преподаватели и профессора кафедры активно участвуют в организации этих мероприятий.
При кафедре созданы специальные кабинеты: «Кабинет психологии» и «Педагогическое мастерство». На кафедре имеется собственный научно-методический фонд литературы, поддерживается обеспеченность аудио – видео аппаратурой, есть лингафонный кабинет для обучения иностранным языкам, совершенствования казахского языка. Таким образом, на кафедре созданы все условия для получения качественных знаний студентами. Действующая библиотека обеспечивает запросы по учебным предметам, учебникам, учебным пособиям, научным трудам, методическим пособиям, обеспеченных сооветствующими инструкциями в достаточной степени.
Студенты живут полноценной учебной, духовной и творчески креативной жизнью. Для обеспечения этого в университете функционируют спортивные секции, ряд молодежных клубов по направлениям. Студенты активно реализуют свои способности в художественной самодеятельности.